В чём же всё-таки проявляется наша свобода? У нас существует два вида кармы: один — в виде событий, второй – в виде желаний, которые будут приходить человеку на протяжении жизни, время будет крутить гороскоп, планеты будут влиять и напоминать, что он хотел.
Где же наша свобода? В нашей прарабдха-карме заложены разные желания, и мы проявляем свободу, когда мы выбираем какое-то из этих желаний. Мы говорим: «Хочу вот это», и в этот момент мы делаем выбор и совершаем новый поступок. Это называется словом «криамана-карма», то есть карма, которая создается в этой жизни. Последствия поступков в этой жизни смешиваются с результатами с прошлой жизни и появляется наложение двух карм – прарабдха-кармы и криамана-кармы. И судьба начинает меняться. Это касается как событий, так и желаний.
То есть по карме при рождении у человека один набор желаний, но как следствие того или иного выбора у него появляется другой набор желаний, и также свобода выбора может увеличиться или уменьшиться. И происходят уже непредсказуемые вещи. Чем дальше к концу своей кармы человек, тем более непонятно, что его ждёт. Почему? Потому что он в этой жизни уже совершил множество поступков согласно своему свободному выбору. Поэтому если у человека на роду написано прожить сто лет, то нет стопроцентной уверенности, что он проживет именно столько – может прожить и больше, а может и меньше. Последствия всех наших поступков влияют на прарабдха-карму.
Поступок может быть таким сильным, что резко изменит карму в лучшую или в худшую сторону. Не бесконечно, конечно, – такого не будет, что по гороскопу родилась птица, а на выходе получился бегемот. Но есть данные, что можно изменить 25 процентов кармы. И если человек ведёт очень праведный образ жизни, то процент изменения может увеличиваться.
Таким образом, поступки, которые мы выбираем совершать в этой жизни, то есть криамана-карма, накладываются на нашу прарабдха-карму, заложенную при рождении, меняя нашу судьбу в ту или другую сторону. И может быть несколько вариантов такого наложения.
Олег Сунцов